ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2015 г.

Надежда Кудрявцева-Кузнецова. Мой Пушкин, которого я не знала

Библия для христианина то же,

что история для народа.

А. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, его творчество мы изучали в школе, учили наизусть его стихотворения «Пророк», «Мадонна» и другие, отрывки из поэмы «Евгений Онегин». Это были: «Мой дядя самых честных правил...», «Итак, она звалась Татьяной...». Кто из моих сверстников не помнит этого? Ещё раньше, в детстве мы все любили сказки Пушкина, а потом в юности его прозу: «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Дубровский».

Но... Но нам в школе всегда представляли Пушкина как певца свободы, почти что революционера, атеиста, автора «Гаврилииады», что совсем было несовместимо с верой в Бога.

Сейчас же, много лет спустя после окончания школы, в нашем поэтическом клубе «Слово» я, проводя очередное мероприятие, сделала для себя открытие. Оказывается, был и другой Пушкин, которого я не знала.

Мои новые познания начались с того, что на одном из заседаний клуба была тема: «Духовная поэзия известных поэтов». В клубе «Слово» читали «Вифлеемскую звезду» Б. Пастернака (Наталья Гордок), «Ангел» М. Лермонтова (Наталья Загоровская), «Христос» А. Толстого (Татьяна Попова) и другие. Я, в свою очередь, прочла стихотворение А. Пушкина «Пророк»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился...

Я спросила участников клуба: откуда у Пушкина «шестикрылый серафим» ? Никто из присутствующих не знал ответа. Я задалась вопросом узнать: откуда взял Пушкин своего «шестикрылого серафима»? На встрече с поэтами в Доме литераторов Кузбасса задала этот вопрос. Кто-то ответил: «Да, поди, придумал, поэт же человек творческий».

Пушкин и придумал? Скорее, Пушкин знал, но... Где это знание?

Мне старший брат Николай подарил Библию. Большую, около 1000 страниц, я её читала, но плохо понимала. Однажды, просто наугад, открыла Библию и начала читать: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал». (Исайя, 6:1-2). Ура, нашла!

Так вот откуда взял Пушкин своего «шестикрылого серафима» - из Библии! В стихе шестом написано: «Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника». Итак, «Пророк» Пушкина написан по Библии:

...И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»

Пророк – это Божий посланник, его слово – «глагол», чтобы исполнять волю Бога, «жечь» сердца людей словом, направлять их на путь истинный!?

Стала искать другие стихотворения Пушкина о Боге. Нашла: «Десятая заповедь», «Отцы-пустынники и девы непорочны...»... Это, второе, по-сути, ни что иное, как молитва самого поэта:

...Владыко дней моих! Дух праздности унылой

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зрить мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденье,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Пушкин молился? Это что же сам Пушкин или... его лирический герой?

Стала читать переписку поэта. Десятый том полного собрания сочинений (в десяти томах), изданного в Ленинграде в 1979 году в издательстве «Наука». Прочла письма, черновики, переводы писем, написанных по-французски.

Пушкин-человек знал Бога? Если даже в молодости он в Него не верил, то, когда женился, стал другим? В письме П. А. Плетнёву от 24 февраля 1831 года из Москвы в Петербург поэт пишет: «Я женат – и счастлив... Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился». Хотя ранее, в своём письме от 10 февраля 1831 года Н. И. Кривцову он писал: «Молодость моя прошла шумно и бесплодно... Счастья мне не было. ... я женюсь без упоения, без ребяческого очарования... Всякая радость будет мне неожиданностью».

Молился ли сам Пушкин? В его письме П. В. Нащёкину от (5) декабря 1830 года в Москве есть строки: «Сейчас еду Богу молиться и взял с собою последнюю сотню»... Куда поехал? В православный храм, деньги – на свечи?

А в письме Н. Н. Пушкиной (жене) от 3 августа 1834 года из Петербурга в Полотняный завод после некоторых обид: «…оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях», поэт пишет: «Побранив тебя, беру нежно тебя за уши и целую – благодаря тебя за то, что ты Богу молишься на коленях посреди комнаты. Я мало Богу молюсь и надеюсь, что твоя чистая молитва лучше моих, как для меня, так и для нас». О-о-о! Вот это да! Первая красавица Петербурга, блиставшая на балах государевых в Аничковом дворце, дома молилась Богу «на коленях посреди комнаты»! Не только Наталья Николаевна Пушкина молилась, но и сам поэт молился, ведь он пишет: «Твоя чистая молитва лучше моих». Значит, это не лирический герой поэта молился в стихах, а сам поэт молился Богу?!

И Библию читал поэт. Так в письме Н. Н. Пушкиной от 25 сентября 1834 года из Болдина в Петербург Пушкин пишет: «…роман переписываю. Читаю Вальтера Скотта и Библию…». В другом письме (В. К. Кюхельбекеру в Одессу от апреля (?) 1824 года) поэт пишет: «…читаю Шекспира и Библию». Своего брата Льва Сергеевича в письме от 20 ноября 1824 года из Михайловского в Петербург просит: «Отправь с Михайлом всё… И Библию, Библию! И французскую непременно». В письме из Михайловского в Петербург от 4 декабря 1824 года поэт пишет: «Михайло привёз мне всё благополучно, а Библии нет. Библия для христианина то же, что история для народа». Везде, где находился поэт А. Пушкин: в Михайловском, в Болдино, в Москве, в Петербурге – Библия была с ним!

И Священное писание знал поэт. Так, в письме другу барону А. А. Дельвигу (от 20 февраля 1826 года из Михайловского в Петербург), в ответ на сообщение о женитьбе барона, он пишет: «…апостол Павел говорит в одном из своих посланий, что лучше взять себе жену, чем идти в геенну и во огонь вечный…». О Боге поэт вспоминает в разных ситуациях. В письме Н. М. Языкову (от 9 января 1826 года из Михайловского в Дерпт) Пушкин желает другу: «Дай Бог вам здоровья, осторожности, благоденственного и мирного житья!». М. П. Погодину (в письме от 29 ноября 1826 года из Пскова в Москву): «… ради Бога, как можно скорее остановите в московской цензуре всё, что носит моё имя…». В письме Н. Н. Гончаровой (ещё своей невесте) читаем: «… а ваше письмо гуляет, теперь не знаю, где и когда придёт ко мне, когда Богу будет угодно». (Из Болдина в Москву, от 18 ноября 1830 года). Не думается, что Пушкин мог поминать Бога всуе!

А теперь о благословении. Пушкин знал, что благословляет Бог и что если есть благословение, то проклятие от сатаны уже не коснётся. Даже в работе, перед тем, как печатать свои стихи, он пишет: «Думаю, что можно начать, благословясь». (Письмо Л. С. Пушкину из Михайловского в Петербург от 23 апреля 1825 года).

6 – 11 апреля 1830 года из Москвы в Петербург поэт Пушкин пишет письмо своим родителям – Надежде Осиповне и Сергею Львовичу, в котором просит БЛАГОСЛОВЕНИЯ на брак: «Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в минуту, которая определит мою судьбу, на всю остальную жизнь. Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год – м-ль Натали Гончаровой. Я получил её согласие, а также согласие её матери. Прошу вашего благословения не как пустой формальности, но с внутренним убеждением, что это благословение необходимо для моего благополучия…». Пушкин знает цену благословения, оно необходимо ему, чтобы начать новую жизнь. А потом в каждом письме он сам, муж и отец, благословляет жену и детей. Так, в письме от 30 сентября 1832 года из Москвы в Петербург в конце письма к своей жене Н. Н. Пушкиной поэт пишет: «Целую Машу и благословляю, и тебя тоже, душа моя, мой Ангел. Христос с вами». И молился поэт и благословлял в письмах свою жену и своих детей всегда: «Что-то дети мои и книги мои?.. Благословляю тебя, мой Ангел. Бог с тобою и с детьми». (Письмо от 16 мая 1836 года из Москвы в Петербург).

Да, «Благословение Господне – оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Притчи Соломона, 10:22). Об этом знал Пушкин и всегда применял в своей жизни. А мы? Мы же многого не знаем, потому что не читаем Библию. Чем была для Пушкина Библия? Скорее всего это была вера. «По вере вашей дано будет» - это тоже слова из Священного писания.

Сегодня я читаю Библию и Пушкина. Мне надо знать Библию, потому что Александр Сергеевич Пушкин, поэт Золотого века России, знал Библию!
2015 г №5 Православные чтения